st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Миры Покаяния Тенгиза Абуладзе.


Это главный герой картины, а вовсе не Варлаам или Авель.

В научной фантастике есть такая штука — миры. Например Миры Роберта Ханлайна, Миры Клиффорда Саймака... Обычно это миры непохожие на наш и попадающий туда бедолага вовлекается там в разные передряги именно потому, что не очень понимает как он, этот незнакомый мир, устроен.
Вспоминается рассказ Шекли «Билет на планету Транай», где главный герой попадает в мир, в котором ему все очень нравится, кроме того, что женщин на этой планете Транай содержат в специальных камерах анабиоза и выходят они оттуда только для похода в гости или путешествия или еще чего-то такого же приятного, и жизнь у них, поэтому — сплошной праздник, плюс они гораздо медленнее стареют. Возмутившись подобным отношением к женщине, попаданец все делает по-своему, в результате чего происходят разные неприятные истории.

К чему это я? С трудом досмотрев до конца фильм Абуладзе «Покаяние», я не сразу понял почему в середине 80-х годов прошлого века эта картина произвела такое разрушительное воздействие на целое поколение. Кино... ну посредственное, если честно. Унылое. Объяснить его воздействие я могу только тем, что ненадолго интеллигенции последних лет существования СССР удалось создать свой собственный мир, вроде того, на планете Транай, со своим понятием добра и зла, своей этикой и эстетикой, которая сейчас уже почти никого не трогает. А тогда... Тогда миллионы советских интеллигентных людей были в этом искусственном мире сведены с ума и в этом состоянии уничтожили то, что создавали их отцы и деды потом и кровью — благую и сильную державу. Которой нам так не хватает сегодня, когда приходится вытирать плевки от гегемона вроде Турции. И толи еще будет.

Так что же это за Мир Покаяния Тенгиза Абдуладзе? Во-первых подмена — речь не идет ни о каком покаянии, проклятие и выбрасывание отца на помойку ничего общего с покаянием не имеет. А во-вторых и главное — все максимы, которые как высокую моральную норму задает мир Покаяния, в реальном мире просто смешны и не кажутся такими в мире Покаяния только потому, что он придуманный, может быть придуманный и незлыми и даже хорошими людьми, но придуманный и все тут! Например диалог сына и Авеля в зале суда, где сын бросает Авелю в лицо — вы математикой меряете нравственность! А как еще в реальном мире выбрать кому жить, а кому умереть? Ведь реальный мир всегда маркирован именно этим выбором. Командир, отступая оставляет двоих бойцов прикрыть отход и, тем самым, хоронит их, спасая остальных. Какой еще у него есть критерий для этого решения, кроме того, что отдать две жизни за тридцать правильнее чем наоборот? И так далее, реальность набита этими дилеммами, она вся из них. Но не мир Покаяния, здесь слеза ребенка — приговор системе. Кому не жалко ребенка — тот негодяй, а кто ради слезинки ребенка пускает под нож народ — тот нелюдь. Иногда понимание этого приходит слишком поздно.

И все же, есть ли для поставленной автором фильма задачи решение? Пусть даже в тех сюрреалистических координатах, что заданы миром Покаяния? Как ни странно — да, есть. И оно, конечно, совсем не то, что предложено Авелю, а вместе с ним советскому обществу середины 80-х. Это решение — похоронить отца. И хоронить его столько раз, сколько мстительные фурии грядущего апокалипсиса будут его выкапывать, снова и снова и, в итоге, сыновьей почтительностью, не скажу любовью потому, что не всякому это дано, победить ненависть.

Не это ли мы теперь делаем за ту обезумевшую в конце 80-х советскую интеллигенцию, борясь за советских героев, советские памятники и имена? Которых и теперь выкапывают и выкапывают из могил.


Tags: Киноклуб, киноклуб
Subscribe

  • Самарский литклуб. Борис Годунов

    Трагедия Пушкина «Борис Годунов». Обсуждали у костра время похода Самарской ячейки СВ и присоединившихся к нам товарищей. Вообще это…

  • Блок. Незнакомка.

    По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над…

  • Рекомендую.

    Наш товарищ собирает, Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил - Так я еще никогда не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments