st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Category:

Кто хочет стать мамамуши?



На десятом заседании литклуба обсуждали комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». Вообще, конечно, комедии нужно не обсуждать, а обязательно ставить и, может быть, когда-нибудь мы это и осуществим.



Ведь в чем отличие комедии от, например, трагедии или тем более романа. Комедия — смешная. Суть комедии в том, чтобы в голове человека как бы что-то щелкнуло и он искренне рассмеялся и сам этот факт — искреннего и здорового смеха выжигает какие-то заскорузлые куски в человеке, которые другим способом оттуда очень трудно вытащить. Недаром ведь говорят, что человечество расстается со своим прошлым смеясь. Поэтому, казалось бы, что тут обсуждать — смейтесь!

Однако, в простой комедии затрагиваются весьма глубокие вопросы. И то, что эта книжка попала в библиотеку Сути, что поначалу казалось странным, неслучайно.

Ведь в чем нерв сюжета? Господин Журден проблематизирует свой онтологический статус. Он хочет стать кем-то другим, не тем кем он является по факту рождения, воспитания и всей совокупности своих заданностей. Да, Мольер подает эту ситуацию в юмористическом ключе, да Журден Мольера довольно неуклюже пытается решить проблему, которую он вдруг осознал, а проблема эта — не что иное, как проблема субъектности, между прочим, но сам подход к этой теме выводит комедию Мольера из ряда просто смеховой терапии общественных недугов.Более того, непрестанно хихикая, Мольер предлагает единственно-возможное решение этой человеческой коллизии.

Ковьель.
Так вот, исполняя его поручение, я довожу до вашего сведения, что он прибыл сюда просить руки вашей дочери, а чтобы будущий тесть по своему положению был достоин его, он вознамерился произвести вас в «мамамуши» – это у них такое высокое звание.
Г-н Журден.
В «мамамуши»?
Ковьель.
Да. «Мамамуши», по-нашему, все равно что паладин. Паладин – это у древних… одним словом, паладин. Это самый почетный сан, какой только есть в мире, – вы станете в один ряд с наизнатнейшими вельможами.


Но это уже почти кульминация. Сначала Журден пытается обрести статус, то есть изменить свое онтологическое состояние с позиции «зерно» на позицию «человек»,

(Я тут пользуюсь метафорическим аппаратом из известного анекдота:
Доктор лечил пациента, который был убежден, что он не человек, а ячменное зерно. Долго объяснял, что у зерна нет ни рук, ни ног, оно маленькое, и вроде бы убедил. Пациент вышел в коридор, но тут же вбежал обратно.
- Доктор, спасите, там петух, он меня склюет!
- Но вы же теперь знаете, что вы человек, а не зерно!
- Я-то знаю, петух не знает!
)

известным ему и каждому с детства способом — подражанием. Он одевается как дворянин, пытается учится тому, что знает дворянин, даже, например, фехтовать, и так далее, но все попытки , конечно, довольно нелепы, зритель смеется. Хотя, как это не смешно выглядит у Журдена - это стандартный путь, который ничего не гарантирует, разумеется, но тот кто на него вступает об этом не знает и поначалу уверен - вот прочитаю еще пару книжек и стану чуть-чуть субъектнее, вот сделаю еще то-то и то-то и... На самом деле, это все некий пролог к главному. Что главное? Главное любым способом поверить что ты и есть мамамуши, то бишь человек, а не зерно. Мольер тут предлагает зарекомендовавший себя тысячелетним опытом использования способ — инициацию. Но и это еще не все. Эти предуготовительные меры вытаскивают человека из ситуации равновесия с мирозданием и вбрасывают его в пространство трансформации, вот там-то господин Журден может быть изменит свой онтологический статус, а может быть и нет.

По понятным причинам (комедия, все-таки, а эта последняя фаза отнюдь не смешная) Мольер концовку опускает, закончив с Журденом в точке, где он обретает уверенность в том, что он истинный мамамуши. Ну и хорошо, у нас есть теперь великолепная комедия, а получился бы трансформационный трактат или нет, неизвестно.

Участник обсуждения вычитали по ролям несколько сцен из комедии и, действительно, очень смешно. Рекомендую — читать всем.


Tags: Мольер, СЛОВо
Subscribe

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments