st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Categories:

Гуд бай Ленин. Самарский киноклуб "Метафоры"


Картина Вольфганга Беккера «Гудбай Ленин», нужно запомнить фамилию этого режиссера. Честно говоря, название настраивало на полтора часа борьбы с собой, потому что предполагал, - фильм будет яростно антисоветским. Чулпан Хаматова в одной из главных ролей настраивала на тот же лад (особенно после «Бумажного солдата», которого мы смотрели на прошлой неделе). Однако фильм оказался совсем не так прост.

Вот что пишет Кинопоиск о сюжете: Мать Алекса впала в кому незадолго до падения Берлинской стены. А когда, наконец, пришла в себя, не было уже ни ГДР, ни стран «победившего социализма». Тревожась за здоровье матушки, Алекс решил не сообщать ей о переменах: ведь что может стать более убийственным для убеждённой коммунистки, чем торжество капитализма?

Сыну пришлось пойти на обман и превратить свою квартиру в островок прошлого, в последний оплот несуществующего государства. Старательно делать вид, что дело Ленина по-прежнему живет и побеждает.


Но это сюжет, а что хочет сказать автор?

Я увидел вот что: маленький мальчик Алекс живет в прекрасной стране ГДР, где у него и миллионов других таких же как он мальчишек есть мечта, он хочет стать космонавтом, смотрит по телевизору сюжеты о первом немце, гражданине ГДР в космосе, занимается в доме пионеров, запускает сделанные своими руками ракеты, но этот мир рушится. Режиссер не показывает момент, когда Алекс утрачивает свою мечту. Просто говорит — прошло 10 лет, и мы видим Алекса на лавочке пьющего пиво, вот-вот рухнет ГДР и Алекс как и многие другие своими скромными усилиями подталкивает падающий социализм — ходит на манифестации, бубнит что-то на кухне, выбрасывает портрет Хонекера. На одной из таких манифестаций Алекса избивают полицейские, с его мамой, увидевшей это, (она показана в картине как общественный деятель ГДР), случается инфаркт.

На самом деле, она не такая уж коммунистка, как думают о ней её дети. Её муж — невозвращенец из Западной Германии, а она не поехала за ним только потому, что боялась потерять детей. Она даже не передавала детям писем от отца. Мать признается в этом детям, как в самой большой своей ошибке и вине перед ними. Конечно, эту сюжетную линию можно прочитать как обвинение режима ГДР во лжи и в сломанных судьбах людей. Но наверное были сломанные судьбы и была ложь. Ведь идеалы воплощаются в несовершенном мире, несовершенными людьми. И пока что не получается никого не обидеть и ни разу не солгать. Но одно дело несовершенная попытка воплотить идеал, а другое дело, когда во все и всяческие идеалы плюют. И то как Вольфганг Беккер показывает, вожделенный восточными немцами Запад, не оставляет у зрителя (во всяком случае, у меня) сомнений, как к произошедшему относится автор. Как к падению. Таких, не говорящих даже, а кричащих сцен много. Но, пожалуй, самая красноречивая — та, где Алекс впервые пройдя открывшуюся с Западным Берлином границу, вместе с другими восточным немцами оказывается в баре, где посетителям демонстрируется порнофильм. Мужчины и женщины, молодые и старые стоят в тесном помещении бара и вместе причащаются западных ценностей.

Сестра Алекса бросает учебу и устраивается продавцом гамбургеров, она быстрее и лучше приспосабливается к новому миру, обустраивается в аду, я бы сказал. Но Алекс очень любит мать, и это — любовь к матери, заменяет утраченную мечту о космосе. Благодаря любви Алекс остается человеком. Пожалуй самые трогательные моменты фильма связаны с заботой сына о матери. Да, он воссоздает для неё рухнувший мир, не зная, что, может быть, правда не так сильно её и расстроила бы. Но воссоздавая утраченное, он делает ГДР, которую все они не хотели бы терять. В этой ГДР люди не сбегают на Запад, а наоборот от потребительского дурмана и бессмыслия люди из ФРГ бегут в ГДР, Хонекера на посту генерального секретаря меняет первый немецкий космонавт Зигмунд Йен, и на день рождения республики он открывает границу с ФРГ, чтобы западные немцы могли приобщится к социализму…

Фильм мне очень понравился. Вообще, в немецком кинематографе есть,как я понял, целая линия картин, в которых делается попытка осмыслить крах ГДР (например, "Жизнь других", реж. Доннерсмарк), и, если отбросить ритуальный антисоветизм (он конечно есть в этих картинах), то центральным сюжетом в них окажется тоска по утраченному смыслу и осознание случившегося как падения.

Еще одна мысль после просмотра этой картины. Мы строили коммунизм, но ведь за нами шло полмира, и немцы тоже. После гибели СССР и предательства нами красных смыслов, все это, то что строили не мы, а немцы, чехи, поляки, югославы, рухнуло тоже. И там, в этом рухнувшем, много ценного. Ценного для чего? Для следующей попытки.



Tags: Киноклуб
Subscribe

Posts from This Journal “Киноклуб” Tag

  • Простая история, Дэвида Линча

    Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Мф.6:23 Посмотрели картину Дэвида Линча «Простая история». К большому…

  • Все остается людям. Люди не оценили.

    Все остается людям. Что там и к чему в этой картине я не буду описывать. Привяжусь сразу к главному. А главное там - диалог священника и…

  • Насчет уехать в Австралию по Ханеке

    Фильм Михаэля Ханеке «Седьмой континент» оставил, конечно, неизгладимое впечатление. Довольно редко картина так бьет на эмоции. Впрочем, Ханеке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments