st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Categories:

Порхали до конца, а надо было, как Елена Стахова



Последняя книжка, которую мы обсуждали на литературном клубе - "Накануне" Ивана Сергеевича Тургенева, скажу о первом впечатлении - книги Тургенева просто приятно читать. Мир Ивана Сергеевича Тургенева -это мир, который, чтобы там ни случалось, мир добрых людей. Кто-то у Ивана Сергеевича лучше, кто-то хуже, но в целом все хорошие. Страшные их недостатки за которые автор порицает своих героев, на поверку, особенно из сегодняшнего дня, кажутся милыми и несущественными. В общем, читая "Накануне", я на несколько часов погрузился в золотое отрочество, когда впервые прочитал его бессмертную книжку "Отцы и дети". Это, с одной стороны,а с другой, надо признать, что той смысловой глубины, какую мы находим у Достоевского, например, или у других русских писателей из высшей лиги, все же у Ивана Сергеевича, наверное, нет. По крайней мере, в этом произведении. Кстати, это натолкнуло нас на мысль в следующий список чтения (на 2017 год) включить еще что-то из его книг, может быть для того, чтобы лучше понять этого автора недостаточно прочитанного нами сейчас и в рамках школьной программы.
Накануне. В героях романа нетрудно усмотреть метафорические фигуры. В России наступает новая эпоха и время требует новых героев. Роман написан в 1859 году, а опубликован в 1860, незадолго до освобождения крестьян. Куда и как пойдет Россия дальше? Наверное, на это вопрос, по мысли Туренева, отвечает Елена Николаевна Стахова, выбирая между тремя претендентами на её руку и сердце. Художник Шубин, ученый, будущий профессор Андрей Берсеньев и болгарин Дмитрий Инсаров, человек посвятивший жизнь освобождению Родины от турок. Собственно, автор героине выбора не оставил. Растрепанный скульптор, ученый, гм... сухарь и волевой, страстный боец за правое дело, кого могла выбрать Елена Николаевна? Иван Сергеевич, как известно, был русским либералом и русским западником, а значит перманентным борцом с самодержавием. И образ Инсарова, который мечтает об освобождении Болгарии довольно прозрачно намекает на борца вообще, нужного русскому обществу. Кстати, через два года Чернышевский напишет свой знаменитый роман "Что делать?", где в образе Рахметова мы увидим черты нового героя русского общества, очень похожего на тургеневского Инсарова.
Однако при всей важности образа Дмитрия Инсарова, все же центральный персонаж романа - Елена Стахова. В отличие от Инсарова, образ девушки выписан гораздо более подробно, что вполне понятно, Тургенев пишет её с натуры, а образ Инсарова - это пока, скорее, умозрение - надо бы вот такого человека нам... С этого места можно подробнее, тем более, что русское образованное общество нам более-менее известно, Салтыков-Щедрин дает один ракурс, Достоевский в братьях Карамазовых другой, в чем новизна образа Елены Стаховой? Как ни странно в ходе обсуждения на литклубе были проведены параллели между Еленой Стаховой, Холденом из романа Джерома Сэлинджера и таким всеобщим типажом как советский человек в целом. Поясню эту мысль. Елена Стахова принадлежит к поколению русских дворян, выросших, с одной стороны, в условиях полной праздности (что по мнению, Аристотеля является необходимым условием подлинно человеческой жизни), а с другой стороны под влиянием господствующего для середины девятнадцатого века гуманизма. Она всех в жалеет, от бедной девочки-нищенки до мухи попавшей в сети паука. Виктор Пелевин в своей статье Джон Фаулз и трагедия русского либерализма в отношении советского человека написал что у него принудительно открыли третий глаз. Если говорить нашим языком, то речь идет о четвертом этаже психики, который может быть развит у каждого человека, конечно, но только в определенных условиях, а именно - тогда, когда человеку не требуется напрягать все силы своей души в борьбе за существование. Тогда у человек может появиться что-то, что начинает мечтать о каких-то высоких материях. А окружающая действительность в этой новой оптике начинает казаться (она отчасти такова и есть) фальшивой. Эту сторону явления отлично показал в своей книжке Сэллинджер. Так вот, сравнивая сеттинг Господ Головлевых и сеттинг Господ Сатховых, ясно видишь, что Елена - новое явление в русском дворянстве. В СССР будет предпринята не до конца неудачная попытка сделать этот типаж человека массовым. Это новый, очень перспективный образ человека, автор соединяет с неким, пока умозрительным (Инсаров прорисован весьма схематично) новым человеком. Если бы в реальности этот синтез удался и стал бы широким явлением русской общественной жизни, возможно наша история пошла бы другим, более бережным ко отношению к людям путем. Но, к сожалению, случилось иначе. Русское дворянство в целом не соединилось с новым русским героем, а предпочло порхать по жизни, вплоть до своего бесславного конца.


Отчасти об этом наша следующая книжка - "Вишневый сад" Чехова.

Tags: Литклуб, СЛОВо, Тургенев
Subscribe

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments