st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Categories:

Беовульф, смысловой уровень



Англосаксонская эпическая поэма «Беофульф», первая известная рукопись произведения датируется историками литературы 9 веком нашей эры. А сам эпос, разумеется, сложен гораздо раньше. Поэтому, сразу скажу, читать сложно. Не потому, что мы далеко ушли в развитии от людей той эпохи, а потому что формат подачи вечных истин, а Беовульф — это не блокбастер - это о вечном, сильно отличается от того к чему мы привыкли. Тоже самое можно было сказать и об Илиаде, которую мы читали в прошлом году.
У каждого произведения (каждого большого произведения, конечно) есть несколько смысловых слоев. И трудности восприятия связаны, главным образом, с тем первым слоем, который современному человеку почти совершенно чужд — сюжетные линии «Беовульфа» у нас не вызывают никакого сопереживания и отклика. Речь в поэме идет о битвах с чудищами, пирах дружинников и одаривании друг друга ценными подарками. Кстати, в гомеровских произведениях речь идет в существенной степени о том же. Условно можно сказать, что вся партитура «Беовульфа» составлена из этих трех аккордов — битвы, пиры, подарки.

Есть ли за этим первым слоем второй - смысловой? Да есть. Сюжет разворачивается вокруг некоего центра, Хеорота — дружинного дома, где пирует конунг со со своей дружиной и где он одаривает своих соратников драгоценными подарками. Кольцедаритель — одно из прозвищ конунга в поэме. Но вдруг, в этот центр мира под покровом ночи входит нечто чудовищное, несущее смерть и ужас. По сюжету, это исчадие ада — Грендель. Но что в основе сюжета, в чем его смысл? Грендель — потомок Каина, как говорит нам древний автор. Каин убил своего брата из зависти, об этом говорит Ветхий завет. В центр дружинного мира конунга Хродгара проникает не Грендель, а зависть, которая убивает дружинников одного за другим. Идиллия с раздачей подарков лучшим воинам оборачивается резней по ночам из зависти друг к другу. Литературные критики пишут, что Беовульф не исторический персонаж (а само произведение, как раз включает реальные исторические лица), а некий образ идеального героя. Его сражение с Гренделем — это аллегорическое описание борьбы воина со злом в самом себе. Первая схватка, а их в эпосе три — самая легкая. Беовульф дожидается Гренделя в зале Хеорота, притворяясь спящим и в момент, когда тот протягивает к нему свою лапу, хватает и отрывает ее. В предлагаемом смысловом прочтении Беовульф отрывает лапу у зависти и алчности. Таким образом герой проходит первое испытание.

Но вслед за ним следует новая битва. Зло встретило отпор, но не уничтожено до конца. У Гренделя есть мать — такое же чудовище и она заявляет о своем праве на месть. С ней Беовульф расправляется уже иначе. Грендель — образ внешнего зла, которому оторваны руки. Для того, чтобы уничтожить зло терзающее дружину до конца нужно нырнуть на глубину (конечно на глубину собственной души) и там уничтожить источник порока. Именно так описан второй поединок Беовульфа. Герой преследует мать Гренделя , затем опускается в пучину, в которой она обитает и вступает с ней в схватку. Эта битва оказывается гораздо более тяжелой для него, его меч бессилен против заговоренного чудища. Наступает момент, когда мать Гренделя опрокидывает Беовульфа и её пальцы сжимают горло героя. Победить Беовульфу помогает меч гигантов, который он срывает со стены логова Гренделя и его матери. Символика этого меча ясна не до конца. Но, видимо, смысл этого нюанса в том, что для победы над злом гнездящимся в душе человека ему необходимо прибегнуть к помощи неких внешних сил. Если Гренделя, то есть сам порок зависти, герой в состоянии преодолеть своими собственными силами, по поэме, буквально — голыми руками, то источник этого зла, спрятанный в глубине души героя одолеть можно только с волшебной помощью.

Беовульф выходит из этой схватки победителем. Другими словами он становится настоящим героем, готовым для того, чтобы идти этим путем — путем героя. Эпос повествует далее о том, что Беовульф 50 лет правит своим народом, прежде чем подходит ко своей главной битве — битве с Драконом. Если предыдущие сражения мы интерпретируем как победу героя над собой, героическую инициацию, то Змей — это некое объективно существующее зло. Что о нем говорит эпос? Дракон сторожил несокрытое в земле золото древнего погибшего народа. Он не трогает живущих рядом с ним людей до тех пор, пока они не прикасаются к его сокровищам. Нельзя не увидеть здесь аллегории запечатанной двери за которой человека подстерегает нечто. Очень давно это нечто некто запечатал и заповедал к ему приближаться, но мало-помалу люди забыли о запрете и открыли дверь…

Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.


У этих строк из Стругацких есть продолжение , которое как мне кажется раскрывает их настоящий смысл:

Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям эти двери.
Зверей встретили песни и добрый смех.

Звери вошли и убили всех.


Что открывает запечатанные двери? У Змея была украдена чаша и он получил повод и право вторгнуться в мир. Беовульф идет запечатывать дверь снова. Описание последней битвы Беовульфа интересно тем, что здесь он уже побеждает не в одиночку, а при помощи своего молодого дружинника, который становится затем его названным сыном. Кроме того интересно, что вся остальная дружина не выступает на помощь своему вождю. Здесь, я думаю, мы видим избрание нового героя, который в свое время должен будет повторить путь Беовульфа.

Будет ли этому конец? Будет, только если у Истории есть конец, как о том с восторгом писал в 89 году Френсис Фукуяма - «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.» Но, похоже, он сильно поторопился и История снова нуждается в тех, кто сможет ответить на её вызов.

Древний англосаксонский эпос датируемый приблизительно 7 веком нашей эры невероятно актуален сегодня.

Нельзя писать о книжке, не дав из нее ни одной цитаты. Вот цитата:

Всесильный Господь от щедрот своих
наделяет людей
властью и мудростью,
возвышает их, —
Бог, он всем вершит! —
он же в сердце
высокородного
поселяет страсть
любостяжания
и возводит его
на наследный престол,
ставит сильного
над дружиной,
над селеньями
и над землями
столь обширными,
что немудрому мнится,
будто нет пределов
владеньям его;
и богатство его возрастает,
и ни старость, ни хвори
не вредят ему,
беды и горести
пе мрачат души,
и мечи врагов
не грозят ему,
ибо целый мир
под пятой у него.
Он же не ведает,
что, покуда в нем
расцветала страсть
да гордыня росла,
в его сердце страж,
охранитель души.
задремал, почил,
сном пересиленный,
а губитель уже
тайно лук напряг
и направил стрелу,
от которой душа
под кольчугой не спрячется
под железною броней, —
нет спасенья


Собственно, то что я здесь писал, древний автор и сам явно сказал в поэме. Читайте книги! Приходите на литклуб!


Tags: Беовульф, Восхождение, Литклуб
Subscribe

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments