st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Categories:

Красная Борода Куросавы, штрихи к портрету



В нашем киноклубе за 4 года его существования обсуждалось всего две картины великого японского мастера Акиры Куросавы. Но каждая такая встреча становилась событием в жизни клуба. Во-первых и само начало нашего киносообщества связано с просмотренной нами и всех поразившей картиной Куросавы «Жить!» Наверное, не ошибусь, если скажу, что это для нас стало первой настоящей встречей с большим кино. Большим не смысле признанности и статуса кинопроизведения, а большого, в подлинном значении, кино с которым переживаешь что-то, оставляющее след в душе, возможно, на всю жизнь. Другим фильмом Куросавы в нашем киноклубе стала «Августовкая рапсодия». Теперь, вот - «Красная борода». Об этом фильме говорить легко, потому, что перед нами кристально ясная и по-японски отчетливо сложенная история о герое, преображающем мир. Такие фильмы нужно смотреть, когда опускаются руки. Он из этого разряда.

Пожалуй, можно лишь обратить внимание на некоторые нюансы, придающие повествованию своеобразие. Главное, о чем хочется сказать и о чем между членами клуба разгорелся спор, это некоторые особенности концепции главного героя (Красной бороды). Будучи вполне каноничным, в отдельных эпизодах Красная борода выходит за рамки общепризнанного морального поля. Например, чтобы добыть денег для поддержки очередного бедняка, он идет на шантаж местного судьи, за которым знает прегрешения. В диалоге со своим молодым последователем, он говорит о том, что знает, что поступает неподобающим образом и готов к тому, что тот потеряет к нему уважение. Это не совсем простой момент. Герой ставит себя выше общепринятых норм морали и встает, таким образом, в очень неустойчивую позицию. Таких прецедентов не так уж и много. Во-первых, конечно, Христос, которого обвиняли, как раз в том что он нарушает закон ( а он отвечал что суббота для человека, а не человек для субботы). А затем, с другой стороны, не кто иной как Гитлер, который отменил совесть и мораль, назвав то и другое химерой. То есть выход за условности наличного бытия, есть амбивалентное деяние. Но Красная Борода идет на это. В данном повествовании кажется, что это оправдано, но это так, только если мы выводим за скобки шантажируемого им человека, как ничтожную величину. А может быть это не всегда так? Или даже всегда не так. Вот, может быть, он, зная себя, как такого неправедного судью, который изменяет своей жене и еще имеет тысячу пороков, верил в глубине души, что есть в их городе один праведник — Красная Борода. И что могло происходить в его душе, когда он отдавал Красной бороде деньги? Этот вопрос остается открытым.

Проблема добра с кулаками лишь пунктирно намечена Куросавой. Когда добро с кулаками превращается в просто нечто с кулаками? Это вечная трудность социума, которая попросту сформулирована популярным афоризмом: «Почему добрые люди не соберутся вместе и не убьют всех злых людей?» Потому, что в тот момент, когда добрые люди соберутся с этой целью, они тотчас перестанут быть добрыми людьми.
Христос на Голгофе дал классическое решение этой задачи — самопожертвование. Жертвуя собой, добрый человек имеет шанс остаться добрым, принимая активное участие в жизни мира. В принципе, Красная Борода идет этим путем. У него нет семьи, он целиком погружен в проблемы больницы для бедных, аскетичен и так далее.

Какой смысловой ключ можно подобрать к этой картине? Действие разворачивается в больнице для бедных, а сам фильм помимо главной линии Красная борода — его молодой последователь (доктор Нобору Ясумото), состоит из нескольких новелл, героями которых являются пациенты. Кроме того, в больнице есть охраняемая пациентка, одержимая манией сексуального преследования. (Она такая с рождения — говорит о ней Красная Борода). Относительно её Красная Борода предупреждает доктор Нобору Ясумото - не заходить к ней в палату, так как работать с ней может только он сам. Ясумото разумеется нарушает запрет в результате чего его едва убивает сумашедшая. Говоря о методе своего лечения, Красная Борода упоминает, что он лечит не только тело, но и душу. В общем, рискну предположить, что в основе картины лежит модель человеческой психики, состоящей из нескольких этажей (а больница — метафора самого человека). Что это за этажи? Подсознание, существенно детермированное сексуальностью — пациентка в закрытой палате. Сознание — молодой человек, поначалу полностью определенный рассудочным типом поведения. Душевно-телесное единство выступает в лицах пациентов с их жизненными историями и, наконец, сверхсознание, которое в данной схеме, конечно, Красная Борода.

Вот, пожалуй, основное, что выявила дискуссия участников клуба относительно смыслового уровня этой замечательно картины Куросавы.

Приходите, и участвуйте!

Tags: Акира Куросава, Киноклуб
Subscribe

Posts from This Journal “Киноклуб” Tag

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments