st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Category:

Посмотрели "Семь Самураев" Куросавы - потрясающий фильм.



Картина Акиры Куросавы «Семь самураев» - это бесспорная классика мирового кино. Я бы добавил к этому, что мирового гуманистического кино, а оно такое не все. Я считаю, что эта лента великого японского мастера должна быть на жестком диске каждого любителя кино. Кстати, и не только в прямом смысле этого слова.

В группе нашего киноклуба сказано «Для тех, кто любит настоящее кино, над которым можно поразмышлять». «Семь самураев» - это именно такой фильм и о нем можно поразмышлять.
Конечно, картина о многом. Часть кинопослания, вероятно, специфически японская и для того, чтобы его понять нужно владеть контекстом. Однако, в целом, фильм универсален.
Что увидел я. Фильм — о служении. Даже, наверное, правильно будет сказать — о том, что такое служение в своем чистом, идеальном виде. Все персонажи участвуют в оформлении этого месседжа. В первую очередь, конечно, семь самураев, которые существуют не сами по себе, а в своей совокупности. Именно вместе, они — один совершенный воин. Целостная личность.
Кстати, в сражении они несут потери, о чем в финале картины говорит Камбэй Симада (глава самураев) — «Путь воина — это всегда потери». Наверное это так. Если войти в схватку может только целостный герой, то его судьба — выйти из битвы с ущербом для себя. В этом смысле вспоминается притча о рыцаре, который убивая дракона, теряет палец на руке, а затем обнаруживает, что убитый им дракон — тоже четырехпалый. Убить дракона очень часто означает — частично стать драконом. И это еще удача. Японская специфика немного затрудняет идентификацию составных черт героя, но то в чем я уверен, выглядит так. Главный в семерке - Камбэй Симада - символизирует волю. Он центр целостной личности героя и полностью контролирует свой отряд, за некоторым исключением. Молодой самурай Кацусиро Окамото - это про любовь и душевность, этот персонаж очевиден. Кикутиё - Самурай с самым большим мечом и даже недосамурай в строгом смысле этого слова — эмоциональная часть, тесно связанная даже и с некой животной страстью. Недаром обнаруживается, что этот самурай на самом деле выходец из крестьян, по кастовой логике, в рамках которой построен фильм, выходец из низшего уровня бытия. Он, кстати, единственный из самураев, проявляет своеволие по отношению к начальнику. Что не удивительно, эмоция труднее всего подчиняется волевому началу. Один из самураев, Ситиродзи — тот, который в итоге выжил и процессе подготовки работал над планом обороны — разум. Искусный фехтовальщик, Кюдзо — мастерство, без которого нет все-таки героя, как к этому не относись. Хэйхати Хаясида, погибший первым, самурай, смастеривший знамя, сами его товарищи, после его гибели, сказали, что он был их боевым духом. Кстати, это интересно, боевой дух, по Куросаве, или, может быть, правильнее назвать это кураж, азарт, нужен только для того, чтобы ввязаться в драку, а дальше логика борьбы сама делает свое дело. Наверно это так и есть. Одного самурая - Горобэй Катаяма (толстяк) я не опознал. Может быть мне помогут товарищи по клубу.
Стоит также отметить такой интересный момент. Когда самураев нанимают крестьяне, самураи свободны. Они, так называемые ронины — самураи у которых нет господина. Видимо, Куросава говорит этим об исчерпании традиционной модели. Смысл жизни воина — служение и служение чему-то высшему. Здесь самураи поступают на службу к тем, кого считают низшей кастой. «Служба довольно необычная» - говорит Камбэй Симада. И действительно, самураи во всем превосходят своих нанимателей. Так ли уж это было на самом деле, неизвестно, но Куросава изобразил дело именно таким образом. Самураи — культурные, обходительные, умные, смелые и сильные. Крестьяне — неотесанные, трусливые и глуповатые. Но что происходит потом? Потом крестьяне начинают сражаться вместе с самураями и, в общем, ясно, что сделав этот шаг от вечной униженности к человеческому достоинству, они, по меньшей мере, некоторые из них, в короткий срок станут ровней тем, кто пришел к ним на помощь. Может быть это и есть главный посыл картины. Настоящее служение — это, когда тот кто сильнее, умнее и благороднее идет к тем, кто слабее и примитивнее и поднимает его до своего уровня, а может и выше. Вот о чем картина. Три с половиной часа прекрасно проведенного времени — это роскошь, к которой каждый имеет доступ — добавляйтесь в группу нашего киноклуба, приходите на просмотры и обсуждения.


Tags: Киноклуб, Куросава
Subscribe

  • Простая история, Дэвида Линча

    Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Мф.6:23 Посмотрели картину Дэвида Линча «Простая история». К большому…

  • Все остается людям. Люди не оценили.

    Все остается людям. Что там и к чему в этой картине я не буду описывать. Привяжусь сразу к главному. А главное там - диалог священника и…

  • Насчет уехать в Австралию по Ханеке

    Фильм Михаэля Ханеке «Седьмой континент» оставил, конечно, неизгладимое впечатление. Довольно редко картина так бьет на эмоции. Впрочем, Ханеке…

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments