st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Categories:

Простая история, Дэвида Линча


Итак, если свет, который в тебе,
тьма, то какова же тьма? Мф.6:23



Посмотрели картину Дэвида Линча «Простая история». К большому моему удивлению простая история вызвала бурные дебаты, почти переходящие рамки корректности. Вот тебе и «Простая история». Сюжет картины действительно прост. Американский старик, который сам уже дышит на ладан, узнает о том, что его брат, с которым они уже десять лет в ссоре, тяжело болен. И Элвин, так зовут старика, принимает решение навестить брата, помириться перед смертью. Приняв такое решение, он его выполняет несмотря ни на что. Он не может водить автомобиль и не может ехать в автобусе, тогда он строит фургон, прицепляет его к своей газонокосилке и отправляется в путь. К городку «Гора Сиона», где живет его брат Лайл. Пересказывать картину бессмысленно, её нужно посмотреть, я здесь приведу только что-то главное с моей точки зрения, чтобы разобраться в том, почему простая история родила бурю споров. В общем, дальше начинается уже простая дорожная история, где старик встречается с разными людьми, ну и передает им всем что-то, что у него есть. Метафорой того, что он передает встречным американцам является огонь. Элвин любитель сигар и тут не могу не вспомнить другой фильм с похожим символизмом «Гран Торино» с Клинтом Иствудом в главной роли. Там герой в кульминационной сцене фильма прямо говорит: «Огонька не найдется? А у меня есть». В общем-то и смысл картины Линча в этом. Элвин как и герой Иствуда носитель некоего американского огня, который современной Америкой утрачен и которого ищут и который любят некоторые «особенные» американские режиссеры. Тут и картина «Старикам тут не место» братьев Коэнов и много других похожих картин, где главный герой, как правило уже немолодой «настоящий американец» отвечает на некий последний вызов. У Коэнов этот вызов выражен наиболее ярко, образом Антона Чигура — инфернального злодея. А Линч подошел к теме более философски — в его простой истории вызов — это просто смерть. С тем, что смысл картины главным образом в этом согласились все. И, казалось бы, где тут место для горячих дискуссий? Есть тут место. Сейчас объясню.
Как всегда в сложных вопросах, нужно отойти сначала на территорию, которая на первый взгляд не имеет отношения к делу. СССР распался, без единого выстрела это произошло. Тем не менее у произошедшего есть бенефициары, победители в холодной войне. Была война, враг повержен и вот глава ЦРУ церемониальным шагом проходит в ознаменование этого по Красной площади. Мы все-таки их сделали, говорит выбравшийся из бункера через 30 лет дедушка в картине –«Взрыв из прошлого», 1999 года, американского режиссера Хью Уилсонаэ . Конечно, многие до сих пор утверждают, что это мы сами себя сделали, освободились, так сказать, от морока коммунизма, но я все же предлагаю опираться на факты, которые рисуют нам картину поражения, а не фееричного взлета, освободившегося от гнета злых сил русского общества. Как это они нас сделали - обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго. Но уже сейчас ясно, что сделали в области смыслов. Да красные смыслы имели некие системные изъяны, которыми враг воспользовался и, нанеся удары по этим уязвимым точкам, достиг успеха. Я хочу сказать, что если бы такого коварного врага не было, то СССР и сейчас бы возможно существовал, преодолевая, так или иначе системные проблемы. Но враг был и сделал то, что он сделал. Например, подверг обструкции исторические константы советского прошлого, это Суть Времени сейчас исследует в проекте Исторические Тетради. Но только ли это? Нет не только это. Я тут обращаюсь к замечательной статье Марины Александровой «Тутошние и тамошние», где есть замечательный же эпизод, рассказывающий, как солист группы «Секрет» Максим Леонидов в советское время, будучи мальчишкой, дожевывал жвачку за западными туристами в Ленинграде. Почему он это делал? Потому что эту жвачку жевали «настоящие люди» - говорил Марина в своей статье. Этот пример вскрывает гнойник, может быть не менее, а более опасный чем гнойник исторической лжи. Ложь можно вывести на чистую воду, представить все цифры, к которым не будет ни у кого вопросов, ввести советскую историю в общемировой контекст, показав что наши трагедии - это трагедии в ряду остальных мировых трагедий, а не порожденные нашей особой инфернальностью. Но что делать с восхищением «настоящими людьми» которое глубоко вмонтировано в каждого? Кто был героем поколения 90-х? Маресьев, про которого читали что-то в школе из книжки с черно-белыми картинками? Или Рембо, настоящий крутой чувак из крутого американского кино. Надо просто честно посмотреть вглубь. И это станет ясно.

Теперь возвращаясь к теме. Эти замечательные ребята, что Элвин из Простой Истории , что герой Клинта Иствуда из Гран-торино, они ведь как раз эти самые постаревшие Рембо. И воспитанное (и даже часто не осознаваемое) почтение к «настоящему человеку» говорит, что вот она сермяжная американская правда, вот он настоящий американец, обладающий ценностями. Нужно проникнуться и посочувствовать постаревшему, но все еще настоящему американскому герою. Полюбить этого несгибаемого старика так же как 20 лет назад ты полюбил Рэмбо. И вместе с Линчем надеяться, что американский огонь не погаснет, а его подхватит кто-то еще и вот, и вот... America! America! May God thy gold refine …

Стоп, на минуточку, а не этим ли своим огнем, который продолжает гореть в глазах этих замечательных стариков они уничтожили нашу страну? Уничтожили то, что строили наши старики у который в глазах был совсем другой огонь. И рыдая, вместе с Линчем по «Америке, которую мы потеряли», мы не оказываемся ли буквально в дурдоме?

Дух этих ребят — это дух капитализма, тот самый дух, который построен на все извращающей силе денег, как пишет об этом Сергей Кургинян. Америка - это страна, которая в отличие от старой Европы, где все сложнее, с чистого листа построена на этом духе. И их огонь, который горел в них всегда и догорает в глазах этих стариков — он самый и есть. Он же, являясь духом погибели, породил и тот дух последних времен, мурло, которого то там, то тут вылезает на арену Истории (дух условного Антона Чигура).

Америка не превратилась в Карфаген, она им была всегда. Тут мне могут возразить: ну как же так, дух капитализма — это одно, а великий американский народ — это другое. Я скажу на это — возможно. Но кем порабощена моя страна? Духом капитализма или американским народом? Или их сложным симбиозом? И должно ли это быть сейчас для нас в нашем раздавленном состоянии важно?

Да, было сказано — Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается. Но когда это было сказано? В 1941 году когда немецкий народ вместе с Гитлером, который пока никуда не ушел (и не ушел бы никогда без помощи советского солдата, я полагаю) танками давили ополчение у стен Москвы? Нет, это было сказано в 1945 году, когда красный флаг был водружен над рейхстагом. Когда красный флаг будет водружен над Капитолием, конечно будет сказано, что дух капитализма приходит и уходит, а американский народ остается. А пока…

Карфаген должен быть разрушен, я считаю. В первую очередь в в своей голове.

Tags: Дэвид Линч, Киноклуб
Subscribe

promo st1347 january 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments