st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Category:

Посмотрели "Репетицию оркестра". Я в восторге



Посмотрели замечательный фильм Феллини «Репетиция оркестра». Картина смотрится, что называется, на одном дыхании и, конечно, является сжатой и насыщенной смыслами притчей. Сжатой, потому что длительность картины всего 70 минут. Но сколько сумел вложить в свое произведение режиссер! И ни одной лишней детали.

Пересказывать сюжет смысла нет можно посмотреть где угодно, а вот о смысловых интерпретациях хочется сказать несколько слов.

У картины, как стало ясно по ходу обсуждения, есть несколько объяснительных моделей. Во-первых, модель, в которой оркестр является метафорой европейского, а если шире, то в целом западного социокультурного субъекта. Если рассуждать в рамках этой модели, то действие разворачивается в бывшем храме, в котором по словам переписчика нот похоронены три Папы. Так оно и есть - здание европейской цивилизации построено католицизмом. Но к описываемому периоду Европа уже, конечно, давно не храм. Момент, в который мы застаем европейский оркестр — начало XX века.


Среди прочих персонажей особенно интересны двое — дирижер и переписчик нот. От их интерпретации в существенной степени зависит вся объяснительная модель фильма. Кажется, что дирижер — это дух европейского времени или ведущая европейская идея. Все с благоговением вспоминают прежних дирижеров, на репетицию к которым нельзя было и помыслить прийти без галстука. Теперь же музыканты одеты (и даже раздеты) кто во что горазд. За соблюдением их прав наблюдает профсоюз, в соответствии с правилами которого нельзя музыканта заставить переиграть неверно исполненный отрывок более чем два раза. А раньше музыканты репетировали порой до утра, да еще потом благодарили маэстро. Служение музыке кончилось - началась музыка как работа и тут, конечно, появился и профсоюз.

Немного о музыке. Оркестр исполняет отнюдь не 9-ю симфонию Бетховена. Исполняется нечто квазиклассическое за авторством Нино Рото. Я думаю, что эта деталь у Феллини тоже не случайна, и укладывается в единую схему остывания европейской цивилизации от религиозного накала токкаты Баха до тоже симфонической музыки, но не связанной ни с чем трансцендентным. Зачем нужна любовь музыканта к своему инструменту или глубокое понимание сути музыки (например, демонстрируемое гобоистом), если оркестру приходится исполнять какой-то галоп? Оркестр превратился в сообщество недовольных служащих. Поблизости от них крутятся директор оркестра, который делает на них деньги и спевшийся с ним профсоюзный босс. Но и сам дирижер (а если его интерпретировать как ведущую идею Европы?) скептик и уже не верящий в музыку музыкант. Музыка умерла — говорит он, ну тогда и Шпенглер был прав, говоря что Европа умирает.

В общем, все проходящее на репетиции созвучно началу европейского XX века. Правда, Феллини, изображая бунт музыкантов и вкладывая в их уста социальные лозунги начала века, вроде «долой классовую эксплуатацию!» и тому подобных, всячески подчеркивает бессмысленность этого бунта и его связь с низменным в человеке (чего стоит парочка устроившаяся под роялем). Я думаю, что Феллини тут не имел в виду русскую революцию, что было бы очевидной натяжкой. Русская революция дала человеку новый высокий идеал и русский оркестр зазвучал лучше прежнего. В общем, русский выход из бессмысленности европейского остывания начала века Феллини ловко обошел. Впрочем, речь ведь идет о западном субъекте и такой ход нельзя ставить мастеру в упрек.

Великолепный европейский зал с безупречной акустикой разбивает железная баба первой мировой войны, которая во-первых убивает последнего по-настоящему преданного музыке члена оркестра — арфистку, а во-вторых до смерти пугает остальных музыкантов, которые возвращают на место дирижера, а сами выстраиваются уже не так расслабленно, как раньше и начинают более-менее сносно играть. Правда, играть в разрушенном европейском доме, ту же не божественную музыку и под окрики того же дирижера. Которые (окрики) теперь странно напоминают речь бесноватого Адольфа. Мы начнем все с начала — последняя фраза фильма. Как мы знаем, это тоже не удалось.


ПС1 Интерпретировать переписчика нот предлагаю читателю.
ПС2 Группа нашего киноклуба - https://vk.com/club140940558
ПС3 Была высказана интересная психологическая объяснительная модель, предлагаю изложить её автору.



Tags: Восхождение, Метафоры, киноклуб
Subscribe

Posts from This Journal “киноклуб” Tag

promo st1347 январь 28, 2017 11:27 20
Buy for 10 tokens
Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Кополлы, как говорится в таких случаях — культовый фильм. В чем его культ мы в рамках нашего киноклуба не стали разбираться, потому что это немного не наш профиль, а вот что Кополла сказал этим фильмом о гуманизме и человеке, с этим разобраться мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments