st1347 (st1347) wrote,
st1347
st1347

Category:

Бытие равнозначно становлению. Перечитывая Эриха Фромма



Перечитываю «Иметь или быть». Вообще, книжка вдохновляющая, в том смысле, что несмотря ни на что, постоянное наличие в человеческом социуме людей живущих в модусе «быть», а не в модусе «иметь» говорит о том, что это сущностная человеческая черта, которая однажды станет преобладающей.

Конечно, сейчас до этого далеко, может быть дальше, чем во времена Мейстера Экхарта, но с другой стороны все проблемы современного общества имеют сторону, которую можно использовать для победы людей «бытия». Да, мы живем в потребительском обществе, но в развитых странах, с другой стороны, сняты проблемы, которые еще может быть 60-70 лет назад были ключевыми. Нищета, деструктивное давление социума.

Если человек готов довольствоваться малым, сознательно не стремится участвовать в «крысиных бегах», то ничто ему не мешает а) осваивать модус «бытия» и б) создавать социум «бытия».

Если регулярная смена машины раз в два года не есть незыблемая константа жизни, то открываются определенные возможности...
Это же совсем не та ситуация, когда есть нечего и идешь на любую работу.

Конечно, есть проблема - пока люди «бытия» очухаются от поражения которую потерпела социальная революция (распад СССР), люди «обладания» могут уничтожить планету.

Интересные цитаты из книжки: «Маркс считал что роскошь — это такой же порок, как и нищета, что целью нашей жизни должно быть стремление «быть в состоянии».

«Под бытием я понимаю такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром».

«Существительное «любовь» - это только абстракция реальной деятельности, которая называется глаголом «любить». Превращенная в существительное «любовь» оторвана от человека, как от субъекта деятельности».

«Бытие равнозначно становлению».

«Экзистенциальный (ориентированный на бытие) авторитет опирается не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной степени и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Такой человек излучает свой авторитет. Ему нет нужды применять угрозы, приказания или подкуп; просто речь идет о высоко развитой индивидуальности, которая уже самим своим существованием демонстрирует превосходство и показывает каким может быть человек, вне зависимости от того что он говорит или делает».

«Любить — это значит проявлять продуктивную активность, которая имплицитно включает в себя потребность заботиться о другом существе или предмете, стараться узнать его, стремиться к нему, радоваться ему, будь то человек, дерево, картина или идея. Любить кого-то означает тревожиться о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить; и одновременно любовь — это процесс самовозрождения и самообновления».

Цитируя Маркса: «Свободная сознательная деятельность есть родовой признак Человека»

«Мы постигаем реальность, хотим мы того или нет» «... наш разум устроен таким образом, что он узнает объективную реальность, то есть видит вещи такими, какие они есть на самом деле», но «... мы предпочитаем немедленно вытеснить из сознания полученную информацию, ибо нам кажется, что оставив ее на уровне сознания, мы не облегчим, а осложним себе жизнь, мы сами себя уговариваем, что безопаснее закрыть глаза и сделать вид, что принимаем все за чистую монету».

«Потребность чувствовать свою причастность к общему делу неразрывно связана со специфическими условиями существования человеческого рода; она и сейчас составляет один из наиболее мощных импульсов человеческого поведения. По мере того как в нашей жизни максимально стимулировалось развитие духовных потенций, а значение природных инстинктов было сведено на нет, люди утратили свои первоначальные связи с природой. Чтобы не чувствовать себя в изоляции, мы должны развивать в себе новое чувство единения — чувство связи с природой и с другими людьми».

«Что касается моих наблюдений в области группового поведения людей, то могу лишь предположит, что две крайние группы, --соответственно демонстрирующие глубоко укоренившиеся и почти неизменные типы обладания и бытия, составляют незначительное меньшинство; в огромном же большинстве реально присутствуют обе возможности, и какая из них станет преобладающей, а какая будет подавляться, зависит от факторов окружающей среды».

«Еще одним примером выражения радости без желания обладать является наша реакция на маленьких детей. Впрочем, и здесь я подозреваю изрядную долю самообмана, ибо нам нравится видеть себя в роли людей, любящих детей. Но даже если для подобной подозрительности и есть некоторые основания, я все-таки убежден, что искренняя, живая реакция на маленьких детей --отнюдь не редкость. И это может отчасти объясняться тем, что наше отношение к детям отличается от отношения к подросткам и к взрослым: большинство людей не боятся детей и свободно проявляют свою любовь к ним, что невозможно, если испытываешь чувство страха».

«Переживание любви, радости, постижения истины происходит не во времени, а здесь и сейчас. Эти здесь и сейчас суть вечность, или вневременность. Однако вечность вовсе не представляет собой бесконечно долгое время, хотя именно такое ошибочное представление очень распространено».

Цитируя Маркса: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня --основное условие».

Черты нового человека по Фрому:
« --Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

--Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности,любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

--Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему.

--Ощущение себя на своем месте.

--Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

--Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво.

--Стремление умерить, насколько возможно, свою отличность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.

--Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.

--Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

--Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

--Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.

--Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность.

--Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом безжизненности, смерти.

--Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

--Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным.
--Все более глубокое и всестороннее самопознание.

--Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.

--Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой --развитие или разрушение, жизнь или смерть.

--Понимание того, что зло и разрушение --неизбежные следствия неправильного развития.

--Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления "достичь цели", поскольку известно, что подобные амбиции --всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.

--Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь».

Пожалуй, это лучшее завершение малого цитатника Фромма.

Да, это некая утопия. Средства, которые предлагает Фромм для ее реализации сегодня кажутся наивными. Например, большинство из них начинаются со слов вроде «ответственные граждане должны...» и так далее. Но, с другой стороны в утопии важны не средства, которые предлагает автор для ее достижения, а сам ее образ. Собственно список свойств нового человека по Фромму важен, а не то как этих свойств достичь. Утопист по определению стратег. Как достичь утопии — задача более низкого порядка.


Состоялось интересное обсуждение книжки на литклубе.  Часть из сказанного участниками на встрече опубликовано в группе клуба, повторяться не буду. Несколько итоговых мыслей, которые мне кажутся наиболее интересными таковы:

С одной стороны призыв Фромма к тому чтобы вознести модус бытия и отодвинуть модус обладания не является абсолютно новым словом в философии. В общем-то этика и религия говорят об этом разными словами многие века (да Фромм и не претендует на новизну). Но все же прописные истины до тех пор пока они не стали образом жизни большинства людей на планете необходимо снова и снова другими словами, на новой мировозренческой или научной базе, не побоюсь этого слова — возвещать или даже, может быть, проповедовать.

Кстати, об этом говорилось на встрече, книга «Иметь или быть» - проповедь.

О прописных истинах. Люди тысячи лет не знали что нужно мыть руки перед едой и умирали от болезней «грязных рук». Теперь все люди знают, что надо мыть руки и не мрут. Может быть в этической области возможно нечто подобное. Почему люди не продолжают есть грязными руками? Потому что установили четкую связь между здоровьем и простой гигиенической процедурой. Люди хотят быть здоровыми и дольше жить — вот почему они приняли правило мытья рук.

Но люди так же точно хотят быть счастливыми и жить полной и «настоящей» жизнью. И как только станет очевидно что в модусе обладания нет счастья, а в модусе бытия, напротив, счастье есть, фазовый переход от одного общества к другому станет возможен.

Тут уместно вспомнить теорию «активного меньшинства» Тойнби и его же теорию «мимесиса». Активное меньшинство должно осознать вызов и ответить на него. Все остальные, увидев успешный ответ на смертельный вызов последуют их примеру.

Человечество, очевидно, находится в точке кризиса, который грозит смертельной опасностью всей цивилизации. Отказ от парадигмы «иметь» в пользу парадигмы «быть» - это возможно единственный шанс выйти из современного кризиса успешно. Дело осталось за тем, чтобы нашлось «активное меньшинство».

Заканчиваю с уверенностью, что еще не раз вернусь к этой книжке.

Группа литклуба: https://vk.com/club84917444

Tags: Литклуб, Фромм
Subscribe

Posts from This Journal “Литклуб” Tag

  • Вторая мировая война. Уткин

    Богатая фактография и подробное описание войны на Западе, чему обычно в нашей литературе уделяется мало места - это первое, что привлекло…

  • Луи Арагон. В литклубе

    Читая Луи Арагона, поймал себя на мысли, что его стих похож на стих Евтушенко. Конечно, между ними как людьми нет ничего общего — один до…

  • Эрик Берн. Не наши игры

    Несколько слов о книжке Эрика Берна «Игры в которые играют люди». Обзорная информация в группе обсуждения, поэтому пересказывать о чем идет в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments